Выбор региона Поиск
AR
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Как румынский сержант угнал немецкий «Юнкерс»

Как румынский сержант угнал немецкий «Юнкерс»

«Юнкерс» Ju 88 был самым универсальным боевым самолетом, который эксплуатировала нацистская Германия во время Второй мировой войны. Telegram-канал «Крылья войны» рассказывает, как один из этих самолетов был доставлен румынским перебежчиком Николае Теодору британцам, а затем переправлен в США.

О самолете «Юнкерс» Ju 88

«Юнкерс» Ju 88 — это немецкий бомбардировщик Второй мировой войны. Он прославился благодаря универсальной конструкции, которая позволяла производить различные модификации.

Разработка самолета фирмой «Юнкерс» началась в 1936 году. Изначально проекта было два: Ju 85 (двухкилевый) и Ju 88 (однокилевый) — выбор был сделан в пользу второго варианта. Самолет подвергся серьезным государственным испытаниям, которые успешно прошел. Фирме удалось создать не просто бомбардировщик, а универсальный боевой самолет, который использовался в качестве разведчика, пикировщика, а также тяжелого истребителя.

Ju 88A-4 в полете

В серию самолет пошел весной 1939 года. Всего было построено более 15000 «Юнкерсов» Ju 88 различных модификаций. На протяжении Второй мировой войны самолет проявил себя наилучшим образом, но в основном наибольшие успехи были достигнуты летчиками в перовой половине войны. Впоследствии небольшая бомбовая нагрузка не позволяла считать его современным фронтовым бомбардировщиком. С середины 1944 года самолет постепенно перешел на роль ночного истребителя, оставив «должность» бомбардировщика. Ju 88 поставлялся в Румынию, Италию, Венгрию и Финляндию. Последние использовали его против Советского Союза в 1943 году, а в 1944 уже против Германии.

Конструкция самолета представляла собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с фюзеляжем трапецевидного сечения. Корпус летательного аппарат имел высокотехнологичную конструкцию, что существенно облегчало крупносерийное производство. Крыло трапециевидное, двухлонжеронное. Шасси трехопорное с хвостовым колесом. Зимой Ju 88 мог эксплуатироваться на лыжном шасси.

Самолет нигде не имел бронирования, кроме кабины. Бомбовая нагрузка размещалась в двух внутренних отсеках и на внешней подвеске под центропланом. Вооружение менялось в зависимости от модификации бомбардировщика, однако задняя огневая точка стандартно оснащалась 7,92-мм пулеметом MG 15.

У самолета есть множество модификаций, основные из них:

  • Ju 88A – первый серийный вариант, изготовлено более 7000 единиц;

  • Ju 88B – бомбардировщик с двигателями воздушного охлаждения. Отличался удлиненной хвостовой частью фюзеляжа;

  • Ju 88C – тяжелый истребитель, изготовлено около 3200 единиц;

  • Ju 88D – дальний разведчик на базе Ju-88A-4 с дополнительным топливным баком в переднем бомбовом отсеке;

  • Ju 88G – ночной истребитель с улучшенной аэродинамикой;

  • Ju 88H – разведчик;

  • J 88P – штурмовик;

  • Ju 88R – ночной истребитель с двигателями BMW.801;

  • Ju 88S – высотный бомбардировщик;

  • Ju 88T – скоростной разведчик.

Летно-технические характеристики Ju-88 в модификации A-4

Дезертир Николае Теодору и его «подарок»

На момент предательства Теодору, Румыния эксплуатировала «Юнкерс» Ju 88D-1 всего несколько месяцев. В первой половине 1943 года страна получила первую партию из 50 самолетов Ju 88, включая 12 единиц Ju 88D-1. Экипажи проходили подготовку на Украине у немецких инструкторов. «Юнкерсы» были приписаны к 2-й разведывательной эскадрилье румынских ВВС, которая базировалась в Мариуполе. Сержант Теодору, имея специальность пилота, был призван на службу в возрасте 28 лет и приписан к этому подразделению.

Ju 88D-1 № 430650 в Мариуполе

С июня по июль 1943 года он совершил 11 боевых вылетов, но был недоволен военной службой и вынашивал план перехода на сторону антигитлеровской коалиции. По словам румынского авиационного историка Данута Влада, Теодору «не удалось смириться с военной дисциплиной». Он планировал сбежать на одном из Ju 88, преодолев Азовское море, часть Черного и совершить посадку в Алеппо (Сирия) для дозаправки, после чего вылететь в Бейрут (Ливан) — конечную точку своего маршрута, так как Бейрут в то время был главной базой союзников для военно-морских операций в Средиземном море.

22 июля 1943 года, вылетев из Мариуполя, города на оккупированной Германией Советской Украине, Теодору отправился в путь на разведывательной модификации самолета Ju 88D-1 с бортовым номером 430650. Он летел без каких-либо карт местности, чтобы его план не был раскрыт в случае провала. Все шло должным образом, пока самолет не оказался над Новороссийском, где сильный ветер начал сдувать его с курса в сторону Турции. Он оказался в воздушном пространстве этой страны. Осознавая или не осознавая свою ошибку, он продолжал лететь над турецкой территорией, а затем сумел взял курс на Кипр, где находилась важная авиабаза союзников.

Четыре истребителя Королевских ВВС Великобритании Hawker Hurricane IIB были подняты со своей базы в Никосии, как только «Юнкерс» показался над островом. Теодору успел подать сигнал британским летчикам, что он намерен добровольно приземлиться и не находится на боевом задании. Они сопроводили его на посадку на аэродром Лимассола. Сообщается, что после приземления Теодору передал свой самолет британцам, заявив, что это «подарок от фюрера».

Ju 88D-1 оказался очень полезным для британцев и, имея всего 50 часов налета, идеально подходил для всестороннего изучения. Перекрашенный в цвета Королевских военно-воздушных сил, «Юнкерс» был перевезен в Гелиополис (Египет), недалеко от Каира. Здесь была проведена серия испытаний под командованием летчика-испытателя Чарльза Сэндфорда Винн-Эйтона.

Дальнейшая судьба главных героев

Что стало с Николае Теодору — непонятно, но это имя всплывает в послевоенных отчетах ЦРУ о румынских ВВС датированных апрелем 1953 года. В этом документе говорится, что данное лицо было командиром 6-го бомбардировочного полка на аэродроме Брашов с 1949 года. Это может означать, что после войны Теодору вернулся в Румынию и продолжил свою карьеру в военно-воздушных силах.

Что касается Ju 88D-1, на котором он сбежал, то после завершения испытаний, англичане решили передать его Соединенным Штатам, так как позже Великобритания получила более современный вариант этого самолета — ночной истребитель Ju 88R-1 в результате очередного дезертирства из Люфтваффе.

В декабре 1943 года экипаж ВВС Соединенных Штатов совершил перелет на «Юнкерсе» из Гелиополиса на авиабазу Деверсуар близ Каира, где они ознакомились с самолетом, чтобы затем доставить его в США для более детального изучения. Возглавлял команду капитан Уорнер Э. Ньюби, который уже имел опыт работы на B-25 Mitchell, сопоставимом американском двухмоторном бомбардировщике. «Юнкерс» требовал много доработок для многоэтапного перелета, включая дополнительные внешние топливные баки, которые были взяты от разбившегося истребителя американских ВВС P-38 Lightning.

Они были подключены к топливной системе с помощью насосов, «позаимствованных» у бомбардировщика B-24 Liberator. С самолета были сняты пулеметы и камеры, а также добавлен пеленгатор ARN-7 для облегчения навигации по маршруту на большие расстояния. Работа по переоборудованию самолета была непростой. Произошел инцидент, когда внешний топливный бак взорвался, в результате чего «Юнкерс» был засыпан осколками, а несколько членов экипажа были ранены.

Ju 88 D-1 Baksheesh во время перелета в США

Самолет, названный «Baksheesh» (араб. «благотворительный денежный подарок»), прошел последнюю подготовку к полету в Соединенные Штаты: на него были нанесены опознавательные знаки ВВС США и американские флаги. Капитан Ньюби возглавил миссию по его транспортировке. Полет начался 8 октября 1943 года и занял 7 дней. «Юнкерс» преодолел расстояние около 19000 километров. Остановки для дозаправки и отдыха экипажа были сделаны в Судане, Нигерии, на Голд-Косте (сегодня Гана), на острове Вознесения в Атлантическом океане, Бразилии (две остановки), Британской Гайане, Пуэрто-Рико и Вест-Палм-Бич во Флориде.

В пути возникло несколько проблем, в их числе отсутствие необходимого топлива на острове Вознесения. Экипаж был вынужден использовать имеющееся, что могло привести к отказу двигателя. В Бразилии шасси самолета не сработало должным образом, что вынудило экипаж прибегнуть к аварийной посадке. Наконец, 14 октября «Бакшиш» приземлился в районе Райт-Филд в Дейтоне, штат Огайо, и начал свою службу в отделе летных испытаний.

К 1946 году Ju 88D-1 перестал использоваться и было решено отправить его на хранение при авиабазе Дэвис-Монтан в Аризоне. Тем временем Соединенные Штаты приобрели пять других Ju 88, но именно «Бакшишу» было суждено сохраниться. В 1950 году его передали в технический музей ВВС, где он находится и по сей день.

Ju 88 D-1 Baksheesh в музее ВВС США

Несмотря на огромный объем производства, только два Ju 88 пережили войну, оставшись невредимыми. Один из них, герой этой статьи, Ju 88D-1 № 430650, единственный оставшийся самолет в модификации «D» — разведчик. Он является свидетельством уникальной истории военного времени из прошлого века.

Новости партнеров